КОНТАКТЫ:
+7(812)946-57-56
info@historical.pro
Александр Николаевич Прокофьев-Северский

Прокофьев-Северский Александр Николаевич

 Прокофьев-Северский Александр Николаевич Семья и начало военной карьеры. Легендарный русский авиатор времен Первой Мировой войны Прокофьев-Северский Александр Николаевич родился в Тифлисе седьмого июня 1894 года. Его родители происходили из старинного дворянского рода, но достаток в семье был небольшим. Именно поэтому он вместе с отцом и матерью подрабатывал исполнителем оперетт. Изначально его фамилия не включала приставку «Северский», но именно так звучал сценический псевдоним юного исполнителя, поэтому в будущем он принял решение сделать его второй частью своей фамилии.

Стоит отметить, что такая художественная деятельность совсем скоро принесла Прокофьевым целое состояние. Отец Александра Николаевича даже открыл свой театр, который славился во всех городах Российской империи. Немного позже семья Прокофьевых успешно вернулась на родину в Петербург, где старший Прокофьев серьезно увлекся авиацией. Известно, что он даже приобрел самолет и отправился на обучение в Гатчину. Как оказалось, близким другом их семьи был знаменитый российский авиаконструктор Игорь Сикорский, который уже тогда достиг успехов в этой отрасли. Огромное влияние на Александра Николаевича оказал его первый полет. Именно Сикорский познакомил молодого Прокофьев-Северского с небом. Когда юноше исполнилось 16 лет, Игорь Сикорский взял его на борт своего аэроплана.

Уже тогда Прокофьев-Северский Александр Николаевич понял, что хочет связать свою жизнь с военной авиацией. Однако обучение военному делу он начал с Морского корпуса кадетов. Успешно завершив учебу в этом заведении, он стал юнкером во втором экипаже Балтийского фронта.

Первая Мировая война. Когда начались военные действия, Александр Николаевич был еще совсем юным моряком. Его первое плаванье было совершено на небольшой канонерке под названием Бобр. Юный военнослужащий прекрасно справлялся со своей работой, поэтому совсем скоро он стал мичманом. Военно-морское судно, на котором Прокофьеву довелось нести службу не принимало участия в морских сражениях Первой Мировой войны, поэтому он решил продолжить обучение военному ремеслу в Технологическом институте. Молодой армеец стремился попасть на авиационные курсы. Изучив всю необходимую теорию, он поехал в Гатчинскую летную школу, чтобы приобрести практические навыки. На тот момент в этом же учебном заведении инструкторской деятельностью занимался брат Александра Георгий. В кратчайшие сроки Прокофьев-Северскому удалось освоить самолет марки «Фарман», поэтому совсем скоро его перевели в Севастопольскую летную школу, где ему подчинился усовершенствованный летательный аппарат марки «Вуазен».

Надо сказать, что по натуре Александр Николаевич был очень строптивым, самоуверенным и упрямым человеком. Именно из-за этого весной 1915 года по причине невыполнения приказа его было отчислено из Севастополя. Однако Прокофьев-Северский вовсе не собирался отчаиваться по этому поводу, ведь в Балтике он продолжил оттачивать своё мастерство пилотирования под началом старшего брата. В июне того же года он сумел успешно сдать все экзамены и стал морским летчиком.

Вскоре после этого командование отправило его на службу под руководством лейтенанта Литвинова, заведовавшего авиационным отрядом на острове Эзель. Там Александр Николаевич занимался разведывательной деятельностью и бомбардировками вражеских позиций. В его распоряжении находился двухместный военный самолет французского производства.

Ранение, изменившее жизнь. В июле 1915 года Прокофьев-Северский вместе со своим напарником Блиновым вел наблюдение за передвижениями войск противника по водам Рижского залива. Когда в поле зрения попал мощный немецкий эсминец, они приняли решение о начале бомбардировки. Вначале было сброшено две бомбы, которые поразили корму вражеского судна, но не принесли ему фатальных повреждений. Летчик был явно недоволен таким раскладом, поэтому направил свой самолет на повторную атаку. Как раз в тот момент его воздушное судно попало под вражеский снаряд, что привело к отказу двигателя. Единственным спасением должна была стать посадка на воду, но мощный удар самолета о морские волны обеспечил бомбе, находившейся на коленях у Прокофьев-Северского, необходимый толчок для взрыва. Трагедия случилась 15 июля.

К счастью, сияющее зарево от взрыва привлекло внимание русских патрульных катеров, которые патрулировали залив. Они достаточно быстро добрались до места катастрофы и отыскали полуживого Александра Николаевича. Его напарник к тому моменту был уже мертвым. Первую медицинскую помощь морскому авиатору оказали в Кронштадтском госпитале, но там не было всех необходимых инструментов для дальнейшего лечения. Именно поэтому Прокофьев-Северский Александр Николаевич прибыв в Петербург, где врачи были вынуждены ампутировать его правую ногу. Операция была проведена успешно немного ниже коленного сустава.

Немного позже оказалось, что соседом по палате Александра Прокофьев-Северского был его брат Георгий, который в результате крушения самолета получил перелом обеих ног. Казалось бы, на этом его успешная летная карьера должна была остановиться, но Александр Николаевич считал несколько иначе. Он заказал себе деревянный протез и принялся за разрушение существующих стереотипов. Разговор с руководителем Балтийского флота позволил ему вернуться на службу в качестве авиационного инспектора, но к самим полетам его не допускали.

Возвращение в небо. Сколько бы официальных обращений не совершал Александр Николаевич, никто из военных уполномоченных не собирался выдавать ему разрешение на полеты в кабине пилота. Отступаться от намеченного плана он тоже не желал, поэтому решился на крайне опрометчивый поступок. Когда в мае 1916 года в его части должен был пройти смотр, он самовольно поднял в небо один из самолетов и устроил самое настоящее шоу. Прокофьев-Северский выполнил целую серию опаснейших трюков и с безупречной точностью посадил аэроплан обратно на землю. За такой серьезный проступок его временно отстранили от службы и даже посадили под домашний арест.

Однако забытой такая интересная история вовсе не осталась. Слава об умелом одноногом пилоте дошла до самого императора, поэтому он потребовал от командования полный отчет о случившемся. В итоге Николай Второй лично издал указ, разрешающий Прокофьев-Северскому вернуться в строй, так как он был приятно удивлен энтузиазмом и находчивостью этого авиатора.

Уже первого июля 1916 года, оседлав модернизированный гидросамолет, Александр Николаевич ринулся в пучину активных боевых действий в районе Рижского залива. Через несколько дней после этого он собственноручно сбил один немецкий самолет. Напряженные воздушные бои 12-13 августа 1916 года стали для одноногого летчика настоящим испытанием, но он сумел выполнить всё, что него требовалось. Как результат, было сбито три вражеских бомбардировщика. Не менее успешной была военная деятельность Прокофьев-Северского и в осенний период того же года. Тем не менее, Александр Николаевич всё чаще стал задумываться о конструкторской деятельности. Богатый опыт в воздушных сражениях помог ему исправить и усовершенствовать многие элементы гидросамолетов.

В дальнейшем Прокофьев-Северский Александр Николаевич продолжил модернизировать военную авиацию. Так, например, в декабре 1916 года по его указу новые гидросамолеты были оборудованы лыжными шасси. Испытания нового летательного аппарата он проводил лично, что завершилось невероятным успехом. В 1917 году ему предстояло занять должность руководителя одного из истребительных отрядов, но из-за травмы с назначением пришлось немного повременить. Во время одного из очередных боевых полетов Александру Николаевичу удалось сбить около 8 немецких самолетов. Хотя данная информация вызывает сомнения у многих историков.

Послевоенная деятельность. Когда Первая Мировая война подошла к концу, Александр Прокофьев-Северский всецело посвятил себя конструированию самолетов. В 1918 году легендарный ас военного пилотирования переехал в США, где его карьера авиаконструктора стремительно развивалась. Он устроился в Военное министерство, расположенное в Вашингтоне, где занимал должность инженера-консультанта. Известно, что уже в 1927 году он стал гражданином Америки и получил звание майора запаса. В 1931 году ему также удалось создать свою собственную фирму, занимающуюся авиационными разработками.

В пятидесятые годы двадцатого века Александр Северский стал знаменитой публичной личностью. Он написал несколько книг, и долгое время занимался военной аналитикой. Имя этого гения инженерной мысли также встречается в работах таких популярных российских писателях как Пикуль и Куприн. Умер Александр Николаевич в Нью-Йорке в возрасте 80 лет, 24 августа 1974 года.

Вернуться к списку


Анонс книги "Женские батальоны" Конференция Журнал Великая Война Ставропольская дева